623270 Россия, Свердловская область
г.Ревда, ул. Сосновая, д.37
Телефон: (34397) 5-36-00, +7-912-629-1636
Факс: (34397) 5-66-74
E-mail: uytnijdom@mail.ru

Английская версия
Русская версия

Из истории Ревды

В июне 1724 года Берг-коллегия дала дозволительный указ уральскому заводчику Никите Демидову на постройку железоделательного завода на реке Ревде вблизи впадения ее в реку Чусовую, где была найдена магнитная железная руда. Однако металлургический завод здесь был построен лишь в период 1731-1734 годов сыном Н.Демидова - Акинфием.

1 сентября 1734 года (год пуска завода) считается годом рождения Ревды. К этому времени на берегу огромного Ревдинского водохранилища возник небольшой заводской поселок. В 1750 году здесь уже насчитывалось около 200 дворов. Если в первые годы завод выплавлял 50 тысяч пудов чугуна, то в конце XVIII века - уже 245 тысяч пудов.

Условия труда на демидовской заводской каторге были ужасными. Особенно трудно приходилось углежогам, которых на заводе насчитывалось около 1 тысячи, и не удивительно, что ревдинские работные и мастеровые люди неоднократно выступали против своих угнетателей. Волнения в Ревде происходили в 1771, 1774, 1801 1824, 1826, 1841 и 1861 годах. Особенно значительное было выступление углежогов в апреле 1841 года. Оно явилось одним из крупнейших выступлений рабочего населения Урала.

В пореформенный период Ревдинский завод переживал период упадка. Производство находилось на нем состоянии застоя, заводские сооружения и оборудование почти не обновлялись и приходили в ветхость, а сам завод переходил из рук в руки различных владельцев. Положение оказалось настолько критическим, что в 1867 году предприятие было временно закрыто. Многие и жителей Ревды бежали на другие заводы.

В 1897 году в Ревде насчитывалось 7862 человека. Кроме работы на заводе, значительная часть жителей занималась промыслом и ремеслами. Так, ревдинские кустари снабжали коваными гвоздями чуть ли не всю Сибирь. Ревдинцы до постройки железной дороги имели такой редкий для Урала вид заработка, как бурлачество. Во время весенней отправки железа по Чусовой многие из местных жителей вели караваны из 20-30 барок по опасной, быстрой и извилистой реке.

Связь с железнодорожной сетью России Ревда получила лишь после постройки линии Пермь-Кунгур-Екатеринбург (1900-1906). Строительство железной дороги, а также общеэкономический подъем па Урале в период начала второго десятилетия XX века не могли не сказаться на развитии поселка.

Ревда являлась центром Ревдинского горного округа, куда кроме Ревдинского завода, входил довольно крупный Бисертский завод, а также вспомогательные Мариининский и Барановский заводы. Перед революцией в Ревденском поселке проживало около 10 тысяч жителей. Имелось 3 церкви, 3 земских и одна церковно приходская школы где обучалось не более 450 человек, небольшая больница па 15 кроватей с одним врачом и тремя фельдшерами, чайная, многочисленные трактиры и прочие торговые заведения с годовым оборотом 286 тысяч рублей. На Ревдинском заводе было около 1800 рабочих. Жители продолжали заниматься выжигом угля, гвоздарным промыслом, постройкой барок и т.п.

Из книги Н.И. Юрковой
"Летопись уральских деревень. Ревдинский район."

Новости

01.01.2009г.
Цифровое ТВ.

01.08.2008г.
Запущены два новых номера.

01.10.2007г.
Добавлены новые услуги: Wi-Fi доступ в Интернет и Русская баня.

14.04.2007г.
Добавлена английская версия сайта.

27.03.2007г.
У нас появился свой сайт!